30 вагонов 1980-го года выпуска
Фото: Елена Гобозова

Фото: Елена Гобозова

Трамвайное хозяйство Владикавказа находится на грани банкротства

«Трамвай сошел с рельсов в столице Северной Осетии» — новость, которая, как дежавю, периодически всплывает в новостных лентах. За последние годы подобные инциденты происходили неоднократно. К счастью, пострадавших до сих пор удавалось избежать: то трамвай протаранил пустой припаркованный автомобиль, то соскользнул с рельсов на пустой перекресток. Для многих это всего лишь досадные случайности, попавшие в новостные сводки. Однако если взглянуть на ситуацию повнимательнее, можно выявить множество проблем, в которых не первый год пытается выживать трамвайное хозяйство города.

Были времена…

В следующем году владикавказскому трамваю исполнится 110 лет. В музее города сохранились фотографии, на которых «прадеды» современных вагонов бороздят улицы старого Владикавказа. Осенью 1904 года на трамвайную линию города вышли 12 моторных вагонов. Сначала это были узкоколейные трамваи, однако вскоре стало ясно, что будущее за широкой колеей. Практически сразу этот вид общественного транспорта начал пользоваться большим спросом. С тех пор трамвайная сеть расширялась, реконструировалась, охватывая все новые края растущего Владикавказа. Вместе с городом трамваи пережили тяжелые дни Великой Отечественной.

Людмила Македонская 25 лет жизни посвятила работе с этим видом транспорта. Была водителем, затем оператором и диспетчером. Сейчас — ревизор безопасности движения. О былых временах вспоминает с удовольствием. Нынешние реалии, по ее словам, — это лишь грустная констатация факта: трамваям впору включать сигнал «SOS». Людмила Македонская поделилась с корреспондентом «Русской планеты» своими воспоминаниями:

– В те времена пути были очень хорошими, движение было отлажено, даже стрелочные переводы у нас были автоматические. Специальная есть кнопка в трамвае, ее нажимаешь и проезжаешь стрелочный перевод, — вспоминает Македонская. — Но сейчас это все вышло из строя.

Кризис 90-х оказал негативное влияние на работу этого вида транспорта. Трамваям приходилось возить практически всех льготных пассажиров города, однако дотации за них и общее финансирование были снижены до минимума. Убыточность эксплуатации трамваев нависла дамокловым мечом над «Трамвайно-троллейбусным управлением города». Однако этот вид транспорта продолжал пользоваться спросом. По статистике, приведенной в Википедии, можно проследить черные и белые полосы в «жизни» трамваев города: в 1970-м году трамвай перевез 51,4 млн пассажиров, в 1990 — 39,2 млн; в 2000 — 63,3 млн. Нагрузка на подвижной состав росла, при этом финансовая поддержка была недостаточной. В 2011 году «Трамвайно-троллейбусное управление города» было признано банкротом.

С чистого листа

В марте 2012 года было создано новое муниципальное унитарное предприятие «Владэлектротранс», которое не является преемником ВМУП «Трамвайно-троллейбусное управление». Свою деятельность новое предприятие начало с чистого листа — никаких долгов. Его директор Олег Дедегкаев тщательно проанализировал проблемы предприятия-предшественника, стремясь избежать ошибок прошлого. Он признает, что действительно в конце 90-х финансирование из городского бюджета было недостаточным. Однако корень зла, по его мнению, нужно искать в другом месте. Олег Дедегкаев поделился с корреспондентом «Русской планеты» своим видением ситуации:

– Причина всех проблем кроется в том, что стоимость проезда и экономически обоснованная стоимость проезда — это две разные суммы, — пояснил Дедегкаев. — Разница между стоимостью проезда и экономически обоснованной стоимостью покрывается сегодня примерно на 45%. Все проблемы вытекают отсюда. У предприятия физически не было средств на то, чтобы проводить текущие ремонты. А по нормативам ежегодно нужно ремонтировать определенное количество путей.

Сегодня прокатиться «с ветерком» на трамвае можно всего за 10 рублей, тогда как, по оценкам экспертов, экономически обоснованный тариф составляет 21 рубль — для пассажиров сумма астрономическая. Это проблема не только нашей страны. В Европе стоимость одного современного трамвайного вагона может составлять 2 млн евро. Таких вагонов могут быть сотни в одном городе, а ведь их еще нужно содержать. Естественно, эксплуатационные расходы тоже высоки. По этой причине ни в одной стране мира не устанавливают тариф на уровне экономически обоснованного. Олег Дедегкаев убежден, что есть другие механизмы, благодаря которым можно решить эту проблему:

– Если брать европейские страны, то там распространен такой вид налога, как налог на общественный транспорт. Его платят все граждане страны. За счет этих средств содержится этот транспорт плюс еще муниципалитеты, администрации городов тоже выделяют субсидии транспортным предприятиям, — поделился практикой своих европейских коллег Олег Дедегкаев. — Речь идет о том, что нужны механизмы, постановления, решения и выделения средств по этим статьям финансирования для того, чтобы покрывать предприятию убытки. А если это не делается, естественно, эти суммы накапливаются, они выявляются в виде определенной задолженности перед различными налоговыми органами, пенсионными и другими организациями. В итоге это опять же может привести к тому же результату, к которому пришло предприятие «Трамвайно-троллейбусное управление», то есть банкротству.

Не в своей колее

Общая протяженность трамвайных путей города составляет 54 км. Их капитальным ремонтом занимается администрация Владикавказа. Ответственность за обслуживание и текущий ремонт лежит на МУП «Владэлектротранс». Работниками предприятия проводятся необходимые работы для того чтобы эксплуатация трамвая была безопасной, но износ путей все же велик. Однако в последние годы можно наблюдать положительные перемены. Лед тронулся. Меры по реконструкции путей предпринимаются. За последние два года было капитально отремонтировано 2 км путей. По новой технологии сделаны участки в районе ЦУМа, на улице Кирова. Администрация Владикавказа взялась за ремонт одного из наиболее опасных участков трамвайных путей города — 240 м полотна от улицы Джанаева до улицы Кирова. Износ рельсов там составлял 80%. По этой причине и рельсы, и шпалы, непригодные к эксплуатации, полностью демонтировали. Производится даже замена грунта, чтобы данный участок соответствовал требованиям современных технологий. Срок службы новых путей составит 20 лет. Положительные перемены есть, работа ведется, однако в трамвайном хозяйстве накопилось много проблем. Олег Дедегкаев поделился с корреспондентом «Русской планеты» своими расчетами:

– Сколько на восстановление нужно потратить? Кабельная сеть, контактная сеть и пути непосредственно на сегодняшний день требуют не просто текущего, а капитального ремонта. По оценкам специалистов нашего предприятия, чтобы все это привести в порядок, нужна сумма, которая приближается к миллиарду.

Таких денег, естественно, у администрации города нет. Сейчас все, чем располагает предприятие «Владэлектротранс», — это 30 вагонов 1980-го года выпуска. Они прошли капитальный ремонт, все на ходу. Каждый день на улицы города выходят 26 вагонов. Их состояние полностью устраивает работников предприятия, вот только все они в один голос отмечают: состояние путей не просто разбивает эти вагоны, а добивает. Несмотря на то, что предприятие существует всего полтора года — за ним уже числятся долги — слишком много проблем после себя оставило прошлое предприятие. Трамваи — этот экологически чистый вид общественного транспорта — стали неотъемлемым атрибутом исторического «паззла» под названием «Облик Владикавказа». К тому же, кроме экологической и исторической ценности, трамваи имеют одно важное преимущество по сравнению с другими видами транспорта: в городе, где количество автомобилей с каждым годом становится в разы больше, а улицы в час пик встают в пробках, трамвай продолжает движение.

Я хотел бы призвать республиканские органы власти, чтобы они обратили внимание на проблемы нашего предприятия и оказали ему серьезную помощь, — говорит Олег Дедегкаев. — Журналисты уже окрестили трамваи «визитной карточкой города». Да, это так. Дай Бог, чтобы они не остались только на визитной карточке, а продолжали работать!

Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»